Каталог:



Продажа этикеток:














Главная -> Статьи информационные 1 ->

Маркировка и учёт возвратной тары

          Эффективность использования тары во многом зависит от ее качества. Действующими стандартами предусмотрена система показателей качества, которые применяются при разработке конструкторской и нормативно- технической документации на конкретные виды тары. Например, номенклатура показателей качества деревянных ящиков включает следующие показатели: назначения, надежности, эргономические, эстетические, технологичности, транспортабельности, патентно- правовые, стандартизации и унификации.

          К показателям назначения относятся: исходные материалы; размеры; предельная масса упаковываемого груза; вместимость; сопротивление сжатию; сопротивление ударам; устойчивость к воздействию дождя; влажность и др.

          Показатели надежности, в свою очередь, включают показатели ремонтопригодности, долговечности и сохраняемости.

          Очень важными показателями качества тары являются показатели транспортабельности. Сюда относятся коэффициент складирования, указывающий на степень использования транспортных средств и складских помещений, и коэффициент пакетирования.

          Маркировку, характеризующую тару (кроме мешков), изготовитель наносит следующим образом:

  • на ящиках — в левом верхнем углу торцовой стенки;
  • на бочках и барабанах - на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз на флягах и баллонах — на дне.

          Маркировка должна содержать следующую информацию: наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак; обозначение стандарта или другой нормативно-технической документации, в соответствии с которыми изготовлена тара. На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная».

          Основное назначение тары — предохранить грузы от потерь, порчи, повреждений, боя и утечки.

         По функциональным признакам различают следующие виды тары: потребительскую, групповую, производственную, тару-оборудование и транспортную.

          Транспортная тара образует самостоятельную транспортную или часть укрупненной транспортной единицы. Применяется для упаковки товаров и изделий, предварительно уложенных в потребительскую ( групповую тару) или без первичной упаковки. Каждая единица транспортной тары должна иметь специальную маркировку, подтверждающую соответствие тары требованиям стандартов или другой нормативно-технической документации на ее изготовление.

          Транспортная тара классифицируется по условиям эксплуатации, форме, материалу, особенностям и конструкции. По условиям эксплуатации различают разовую, возвратную и многооборотную тару.

  1.      Разовая тара предназначена для однократного перемещения продукции.
  2.      Возвратная тара — разовая тара, используемая повторно после незначительного ремонта или без него (ящики, короба, бочки).
  3.      Многооборотная тара предназначена для многократного использования (бидоны, баллоны).

          Согласно ГОСТ 17527-86 к транспортной таре относятся следующие виды: ящики, бочки, барабаны, мешки и фляги.

  •       Ящик — транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее.
  •       Короба картонные (гофрированные и негофрированные) имеют сечение аналогичное ящикам. Груз в коробе должен быть уложен настолько плотно, чтобы стенки короба не продавливались.
  •       Бочка — транспортная тара с корпусом цилиндрической или параболической формы с обручами или зигами катания, с доньями. Обручи на бочке должны быть натянуты плотно, а днища плотно сидеть в уторах.
  •       Барабан — транспортная тара с гладким или гофрированным корпусом цилиндрической формы, без обручей или зигов катания, с плоским дном.
  •       Фляга — транспортная тара с корпусом цилиндрической формы и цилиндрической горловиной, диаметр которой меньше диаметра корпуса, с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором.
  •       Деревянные решетки предназначены для упаковки грузов больших размеров и большой массы (холодильники, мебель, станки, двигатели и т.п.). Груз в решетке должен быть установлен так, чтобы он внутри решетки не перемещался. Решетка должна быть прочной и не деформироваться при перемещении груза. При упаковке тяжеловесного груза низ решетки должен быть прочным, а на решетке краской указаны места застропки тросами подъемных механизмов и места захвата вилами автопогрузчика.
  •       Баллоны (с корпусом капле-, шарообразной или цилиндрической формы со сферическим дном, с узкой горловиной) служат для перевозки газов, кислот, сжатого воздуха. Баллоны для перевозки газов под давлением должны соответствовать требованиям котлонадзора.
  •       Бидоны предназначены для перевозки молока, молочных и других пищевых продуктов, различных масел, лаков, смол, жидких красителей и химикатов. Бидоны, имеющие ржавчину, течь, пробоины, заткнутые деревянными пробками или тряпками, к перевозке не принимаются.
  •       Бутыли упаковывают в плотные или решетчатые ящики или в специальные плетеные корзины. Ящики, в которые уложены бутыли, должны иметь отдельные гнезда для каждой бутыли, изготовленные из досок, фанеры или плотного картона. Гнезда должны быть достаточно свободными, чтобы на дно, с боков и сверху можно было положить мягкий простилочный материал. На верхнюю стенку ящика наносят трафарет «Верх, не кантовать!» Корзины должны плотно охватывать бутыли и иметь ручки для переноски. Корзины из лучины и прутьев должны быть достаточно прочными и плотными с тем, чтобы исключить возможность просыпания нагруженного в них груза. Каждая корзина должна иметь ручки или веревочную обвязку. Корзины должны обеспечивать возможность погрузки в несколько ярусов.
  •       Мешок — транспортная мягкая тара с корпусом в форме рукава, с дном и горловиной. Горловина мешка открыта или закрыта. Тканевые мешки заполняют грузом под зашивку. При ручной зашивке мешка стежки должны быть настолько частыми, чтобы не было просыпания груза. Ручная зашивка производится таким образом, чтобы по углам мешков оставались ушки. Каждый мешок должен быть сшит с внутренней стороны. На все дыры должны быть с внутренней стороны наложены прочно зашитые заплатки, о чем делается отметка в перевозочных документах.
  •       В кипы прессованные упаковывают хлопок, шерсть, сено, пеньку и др. В кипы непрессованные — ткани, одежду, бумаги и др. В кипу груз должен быть плотно уложен таким образом, чтобы внутри кипы он не мог перемещаться.
  •       В тюках перевозят кожу, ковры, меха, вату и т.п. Тюки должны быть обернуты в плотную ткань и зашиты. Кроме того, тюк перевязывают цельной веревкой.

          Кроме перечисленных видов тары, груз может перевозиться в канистрах, сетках, рулонах, кулях, пакетах, связках, а также с частичной упаковкой. По способности выдерживать механические нагрузки и деформироваться различают мягкую, полужесткую и жесткую транспортную тару.

  1.       Мягкая тара (сетки, мешки, кипы, тюки, кули, пакеты) принимает различную форму в соответствии со степенью наполнения грузом. Основное назначение мягкой тары — хранение и транспортирование преимущественно сыпучих и волокнистых материалов. Мягкая тара занимает мало места, имеет незначительную собственную массу, удобна в обращении. Мягкая тара изготавливается из тканей, пленок, бумаги, полимерных материалов.
  2.       Полужесткая тара (ящики и коробки картонные, решетки, корзины) сохраняет свою первоначальную форму при небольших механических нагрузках, когда часть нагрузки воспринимается самим грузом.
  3.       Жесткая тара не изменяет форму при транспортировке и хранении, имеет большую механическую прочность (бочки, ящики, бидоны, барабаны, фляги, баллоны), изготавливается из металла, дерева, пластмасс, стекла.

          При упаковке применяются различного рода упаковочные и вспомогательные материалы, которые предохраняют груз, уложенный в транспортную тару, от попадания влаги и пыли, просыпания, а также обеспечивают плотную укладку, крепление и амортизацию с целью защиты его от повреждения. К таким материалам относятся древесина, стружки, картон, бумага, войлок, резина, пластик, вата, ткани, пенопласт, пневматические амортизирующие подушки и др. В необходимых случаях надлежит применять консервацию (защиту от коррозии металлических поверхностей).


Тара под контролем

          Транспортная тара на пищевом предприятии участвует практически во всех процессах внутренней и внешней логистики

          Транспортная тара на пищевом предприятии участвует практически во всех процессах внутренней и внешней логистики. Поэтому вопросы организации и работы интегрированных информационных систем автоматизации непременно включают задачи учета транспортной тары. Практическими советами относительно проблематики данной темы поделился с нами Александр Бондаренко, директор по ИТ компании «Вимм-Билль-Данн Украина»

          Сразу необходимо сделать акцент: речь пойдет не о недостатках или преимуществах видов транспортной тары как таковых, а о проблемах, возникающих в процессе учета тары, который ведется с использованием интегрированных информационных систем управления производственным предприятием.

          Важно это, во-первых, потому, что в таком контексте необходимо получить целостную и оперативную информацию совокупного движения материальных, финансовых и информационных потоков. Задача усложняется еще и тем, что молокоперерабатывающие мощности компании «Вимм-Билль-Данн» являются многономенклатурным производством, рассредоточенным в нескольких филиалах страны. И каждый филиал использует различную тару. Управление же предприятием – централизовано. Следовательно, все подсистемы управления потоками совокупно формируют единую информационную логистическую систему, которая включает интралогистику и обширную сферу распределительной логистики.

          Во-вторых, при обсуждении вопросов, связанных с тарой, следует четко понимать, о какой разновидности тары идет речь: возвратной или невозвратной. С точки зрения учета, невозвратная тара гораздо удобнее как в производственном цикле, так и при доставке продукции покупателю (торговой точке). В то же время, возвратная тара обходится предприятию, в целом, дешевле, поскольку в ходе длительных сроков службы пластиковой тары происходит постепенное снижение ее стоимости.

          С точки зрения контроля учета транспортной тары, ее виды в сравнении между собой имеют характерные недостатки и преимущества.

          Возвратная тара

      Преимущества:

  • меньшие затраты на упаковку продукции;
  • увеличение коэффициента загрузки транспорта за счет более рационального использования полезного пространства, что ведет к удешевлению стоимости тонно-километра.

     Недостатки:

  • значительно усложняется оперативный учет материальных ценностей;
  • усложняется бухгалтерский учет материальных ценностей (в том числе и налоговый учет);
  • определенная часть оборотных средств замораживается в купленной таре (в том числе – и в подменном фонде);
  • необходимо понести дополнительные затраты на оборудование и помещение для мойки тары, а также на оборудование для очистки сточных вод.

          Также к данному виду затрат стоит отнести затраты на покупку моющих и дезинфицирующих средств;

  • увеличиваются затраты на заработную плату сотрудникам, которые будут участвовать в работе с возвратной тарой (кладовщики, мойщики, упаковщики);
  • часть помещений как на самом предприятии, так и у покупателя должна быть выделена для хранения тары;
  • усложняются логистические процессы, связанные с перевозкой тары;
  • значительно усложняется оперативный учет материальных ценностей.

          Невозвратная тара

     Преимущества:

  • простой оперативный учет тары (по принципу «отгрузили и забыли»);
  • простой бухгалтерский учет тары;
  • оборотные средства расходуются на тару по мере необходимости;
  • нет затрат на процессы мойки тары;
  • отсутствие затрат на заработную плату кладовщиков тарного склада, упаковщиков, мойщиков;
  • площадь складских помещений на предприятии и у покупателя для хранения невозвратной тары значительно меньше;
  • достаточно простые логистические процессы.

     Недостатки:

  • большие затраты на упаковку продукции;
  • ухудшается коэффициент загрузки транспорта доставляющего продукцию, что приводит к удорожанию стоимости тонно-километра.

     Коллизия

          Исходя из перечисленных выше фактов, основные трудности в учете составляет как раз возвратная тара. При работе с ней возникает необходимость в постоянном контроле количества тары, которая находится на предприятии, отслеживании ее наличия для обеспечения бесперебойной отгрузки продукции. Также необходимо следить не только за количественным ее составом, но и за разновидностью, поскольку при большом ассортименте продукции не всегда один и тот же вид тары можно использовать для фасования различной продукции.

          Помимо решения текущих задач необходимо следить за наличием тары у покупателей и соблюдением сроков ее возврата на предприятие. Кроме того, согласно законодательству, в случае, если возвратная тара не была возвращена на предприятие в течение года с момента ее отгрузки покупателю, она должна быть реализована ему по залоговой цене с начислением НДС. price-etiketka.ru А это требует пристального внимания в данном вопросе со стороны отдела продаж и бухгалтерии предприятия.

          Так что, основные риски и трудности возникают при учете тары в процессе ее перемещения между предприятием и покупателями. Здесь, к уже отмеченным выше проблемам, следует добавить еще и требование оперативного учета тары. Основная его задача – исключить ситуации, когда покупатель возвращает больше тары, чем он получил от предприятия. При таких обстоятельствах значительно усложняется бухгалтерский учет тары, а также возможны искажения и в налоговом учете.

          Всех этих недостатков, с точки зрения системы учета, лишена невозвратная тара. Однако при этом она может быть существенно дороже по суммарным затратам.

          Также взвешенно нужно подходить к выбору тары относительно возможных рисков хищения и порчи продукции. Это - вопрос ее адекватности по отношению к конкретному виду пищевой продукции. Например, если не использовать современные пластиковые системы упаковывания, снабженные крышками и креплениями (а в некоторых моделях – и специальными замками), то в случаях использования возвратной тары риски товарных потерь значительно возрастают. С другой стороны, ненадлежащим образом сформированный невозвратный транспортный пакет также приводит каналогичным потерям.

     На практический взгляд

          Независимо от того, какую систему учета использует предприятие – ручную, автоматизированную или автоматическую, – она должна в режиме реального времени предоставлять информацию о наличии каждого вида тары в каждом подразделении, на каждом участке учета. Как правило, при перемещении тары в операциях внутренней логистики особых проблем не возникает. price-etiketka.ru На этом участке достаточно организовать качественный учет и своевременное оформление документов на всех этапах ее перемещения. Единственной критической точкой является четкий контроль количества и ассортимента тары, который должен поддерживаться на уровне, обеспечивающем бесперебойную отгрузку продукции покупателям.

          В этом контексте уместно вспомнить, что сегодня на украинском рынке существует достаточно большая проблема идентификации тары. Все больше появляется информации о применении технологии RIFD-меток. Однако с практической стороны, внедрение технологий радиочастотной идентификации еще очень слабо развито в Украине. Большое разнообразие систем идентификации и слабая стандартизация в данной области приводят к тому, что покупателю необходимо иметь несколько систем считывания и распознавания меток на таре от разных производителей. price-etiketka.ru Как правило, розничные сети не используют данную технологию в работе со своими поставщиками. Предприятия также не спешат с ее внедрением, ведь нужно будет либо обеспечивать своих покупателей соответствующими системами (а это достаточно дорого), либо договариваться о едином стандарте идентификации тары.

          В силу такого ряда несогласованных моментов процесс внедрения технологий идентификации тары сегодня развивается крайне медленно. В большинстве случаев учет тары между предприятием и покупателями осуществляется лишь по валовому учету отдельных видов упаковки.

          Таким образом, у многономенклатурного пищевого предприятия остается много проблем управления и контроля в секторе транспортной тары. Однако наличие адекватной системы учета (будь то ERP-система, ее специализированные модули или специализированные программы) большинства указанных трудностей можно избежать или довольно существенно их уменьшить. Конечно, ни одна учетная система не уменьшит риски, связанные с порчей упаковки продукции при погрузочно-разгрузочных работах или в случае кражи продукции, однако грамотное внедрение такой системы, за счет автоматизации, позволит:

  • облегчить оперативный учет тары как на самом предприятии, так и на территории покупателя;
  • облегчить бухгалтерский учет тары;
  • оптимизировать количественный и качественный состав транспортной тары;
  • разделить финансовые потоки между предприятием и покупателем по направлениям «взаиморасчеты за продукцию» и «взаиморасчеты за тару».

          Также на стадии проектных работ следует помнить, что любые интегрированные информационные системы только формализуют процессы, являясь инструментом рационализации и оптимизации. Эффективность же самой работы зависит, в первую очередь, от плотного взаимодействия отделов снабжения, сбыта, ИТ, производства и бухгалтерии.





Похожие статьи: