Обязательная маркировка одежды на территории России с 2024. В 2024 году предлагается маркировать все товары в обязательном порядке. Правительство активно продвигает план по чипированию различных категорий товаров, перечень которых быстро расширяется. С декабря, помимо одежды, в обязательном порядке будут маркироваться обувь, шины, парфюмерия, белье и фототехника. Обязательному маркированию продукции сообщается в Распоряжении Правительства России № 792-р от 28.04.2018. В течение ближайших пяти лет в России будет планомерно вводиться система маркировки различных групп товаров. Под контроль потребителей и государства попадут не только рынки лекарств и табака, но и шин, фотоаппаратов и духов.
Согласно распоряжению № 792-р, обязательная маркировка одежды в документе указывается следующая одежда:
С августа 2016 года обязательное чипирование применяется в отношении шуб и других изделий, изготовленных из натурального меха (Постановление Правительства РФ № 787 от 11.08.2016). Распоряжение от 28.12.2018 № 2963-р утвердило Концепцию создания и функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров.
Обязательная маркировка детской одежды тоже будет пока частичной. Но в ближайшее время ее распространят на все товары, легально продающиеся на российском рынке. Правительство рассчитывает завершить глобальное чипирование продукции к 2024 году.
Обязательное маркирование одежды и иных товаров проводится с целью их легализации, защиты рынка от некачественной и контрафактной продукции. Государство сможет отслеживать движение изделия – от его производства до реализации, а контролирующим органам станет проще выявлять фальсификат. И у потребителя появится техническая возможность проверить качество и подлинность приобретаемой одежды. Отсканировав нанесенный на товар штрих-код, он получит полную информацию о товаре и его производителе.
Обязательная маркировка детской и взрослой одежды с 2019 года включает ряд мероприятий:
Обязательная маркировка трикотажных и иных изделий 2019 года сделает невозможной продажу нелегальной одежды с использованием контрольно-кассовой техники. За выпуск и реализацию товаров без маркировки установлена административная и уголовная ответственность (ст. 15.12 КоАП РФ, ст. 171.1 УК РФ). Так, штрафы для юридических лиц могут достигать 300 000 рублей.
Правительство планировало запустить маркировку одежды в тестовом режиме – с 1-го марта по 30-е ноября 2019 года. На официальном сайте Кабмина еще в январе появился проект соответствующего постановления, который до сих пор так и не обрел статус юридического документа. Однако и в отсутствие тестового периода к обязательному чипированию одежды следует подготовиться заранее.
Можно подать заявку на участие – на сайте «Честный знак», или направив электронное заявление непосредственно в ЦРПТ. Для подключения к проекту участнику понадобится электронная подпись.
Производителям и импортерам одежды необходимо приобрести оборудование для нанесения штрихкодов. Торговым предприятиям надо закупить сканеры для их считывания. Система потребует:
Более детально подготовительные шаги должны быть прописаны в нормативных актах Правительства, которые пока находятся в разработке.
В Концепции маркировка определяется как комплекс действий по идентификации единицы или совокупности единиц товара с помощью нанесения средства идентификации или контрольного знака со средством идентификации. Она необходима для обеспечения прослеживаемости товаров при их движении по товаропроводящей сети.
Единая система маркировки обеспечит достоверность того, что продаваемый продукт был произведен на такой-то фабрике, был доставлен через такие-то каналы товародвижения и был продан на кассе в таком-то магазине.
В результате внедрения системы маркировки с рынка уйдут предприятия, уклоняющиеся от налогов и занимающиеся контрафактом, — те, что конкурируют с остальными участниками рынка недобросовестно. Честные производители в свою очередь, наоборот, увеличат долю за счет повышения прозрачности рынка.
Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р утвердило перечень из 10 товарных групп, подлежащих обязательной маркировке:
Конечные цели введения КИЗов на российском рынке — борьба с контрафактом и предоставление возможности оптимизировать бизнес. Если производитель, импортер или ритейлер будет терять меньше, то он сможет снизить цены. Иначе никак: в условиях жесткой конкуренции держать стоимость высокой невозможно.
С одной стороны, генерация кодов будет действительно стоить денег. С другой — снижая издержки, отслеживая полный путь товара и улучшая логистику, компания получает шанс привлечь больше покупателей за счет низких цен. В итоге её прибыль растет, рынок развивается, обороты увеличиваются. Негативно КИЗы и чипирование скажутся лишь на производителях и продавцах контрафакта. Этикетки Data Matrix позволит эффективно бороться с контрафактом и контрабандой.
Прайс Этикетка предлагает решение для маркировки на одежды и обуви:
Вся система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров называется Честный ЗНАК. И она включает два компонента:
Приложение Честный ЗНАК уже доступно для скачивания в App Store и Google Play. С помощью любого смартфона, в котором оно установлено, можно считать Data Matrix код или другой тип маркировки на упаковке товара и моментально получить результаты проверки.
Через приложение потребитель может сообщить контролирующим органам об обнаружении контрафакта. Чтобы мотивировать граждан участвовать в процессе общественного контроля, инициаторы внедрения системы маркировки планируют вознаграждать активных участников бонусными программами за помощь в борьбе с контрафактом.
Мы уже печатаем этикетки для обуви Честный ЗНАК, этикетки для одежды Честный ЗНАК.