В России постепенно вводится обязательная маркировка товаров. Маркировка позволит очистить рынок от фальсификата, сделать движения товара на рынке прозрачным, и обеспечить качество продукции.
Подключение к системе цифровой маркировки уже стало обязательным для определенных сфер бизнеса, а для остальных видов бизнеса остается добровольным — идут пробные проекты внедрения и отладки. Для маркировки используются уникальные идентификаторы защищенные коды. Система маркировки товаров средствами идентификации c 2019 года действует в силу Федерального закона №487-ФЗ от 31.12.2017.
К 2024 году обязательная маркировка товаров станет сплошной: ЦРПТ запустит в России и ЕАЭС единую систему прослеживания.
С 30 ноября 2019 года проект по обязательной маркировки кодами шины и автопокрышки: DataMatrix или RFID. Отказ или нежелание чипировать товар, который обязателен к маркировке, может вылиться для организации не только в административную ответственность, но и в уголовную.
Каждая единица товара помечается уникальным кодом. Его генерирует по запросу производителей и выдает им оператор маркировки — и только он. Коды зашифрованы, подделать их нельзя. Процедура маркировки товаров с 2019 года гарантирует, что повторно их использовать тоже не получится. При списании товара или его продаже конечному покупателю они навсегда выводятся из оборота. С момента выпуска кода и до вывода его из применения государство отслеживает по нему все, что происходит с товаром. Создается информационная среда, в которой фиксируются сведения о кодах. В ней отмечается каждая ступень оборота промаркированных товаров: начиная с производства или импорта и заканчивая продажей через онлайн-кассу. О реализации товара сообщает в систему не магазин, а ОФД.
Создается единый российский каталог с полной информацией о маркированных товарах: их происхождении, производителе, сроке годности и т.п.
Как устроен код маркировки? Товары маркируются специальной последовательностью символов. Для маркировки сигарет используется двухмерный код DataMatrix, а для лекарств — QR-код. В них содержатся сведения о товаре, его происхождении, производителе, движении, а также шифр проверки. Коды выдаются бесплатно.
1. Подать заявление на сайте ЦРПТ. Это бесплатно и быстро: форма для заполнения совсем небольшая. Обратите внимание: потребуется электронная цифровая подпись.
2. Подключить онлайн-кассу. Когда вы будете продавать промаркированные товары, то напрямую сообщать об этом оператору маркировки не понадобится. Данные о продаже автоматически отправятся в ОФД, а уже оттуда поступят в центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
3. Подключить сканер штрихкодов с функцией 2D-считывания. Он понадобится, чтобы считывать двухмерные DataMatrix-коды при приеме и продаже товаров.
4. Главное: обеспечить работу с кодами маркировки и сопровождающими электронными документами из СЭД в вашей товароучетной системе и кассовой программе, торговом оборудовании. Именно от этого зависит, насколько удобно вам будет работать по новым правилам. У нас не потребуется ничего настраивать вручную. У нас уже есть все необходимые функции для работы с маркировкой: поддерживается удобная загрузка и выгрузка документов в СЭД прямо из сервиса, легко подключаются онлайн-кассы и сканеры штрихкодов, коды хранятся в карточке товара.
Чтобы исключить производство и реализацию некачественных контрафактных товаров, правительство РФ приняло ряд законов о маркировке товарных групп. С 2016 года специальные идентификаторы наносятся на бутылки с алкоголем (штрихкод Micro PDF417) и предметы из меха (чип RFID).
С 2019 года расширился перечень продукции, подлежащей обязательной маркировке. При этом предприятия-производители будут наносить на изделия идентификатор. В статье мы расскажем о Matrix Data code, объясним где и как он будет применяться, назовем оборудование, необходимое для обработки маркированной продукцией. DataMatrix — двумерный матричный идентификатор в виде квадрата или прямоугольника, предназначенный для кодирования информации о составе продукции, производителе и прочем.